Как родители позволяют тренерам издеваться над собственными детьми? Рассуждает мама юной спортсменки
Насилием в детском спорте никого не удивишь. Многие считают, что оскорбления и тренировки до потери сознания — лучший способ вырастить спортсмена. Колумнистка «Косы» Юлия Рих рассказывает, как ее дочь столкнулась с унижениями в спортивной секции и как выяснила, что другие родители одобряют тренерскую жестокость.
Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты!
В 10 лет моя дочь была влюблена в футбол. Лучший подарок — футбольный аксессуар (даже если это просто насос для мяча или гетры). Лучшее время дня — тренировка, а лучшие каникулы — выездные соревнования.
Три года плотной футбольной жизни резко закончились после фразы: «На тренировки я больше не пойду». Оказалось, тренер ее публично унижала. Обзывала, кричала, требовала «засунуть в жопу свой переходный возраст». И дочь моя — человек тихий — терпела и молчала месяцами. А я ничего не замечала.
Через некоторое время, поговорив с другой мамой, я подробнее узнала о том, что происходило в команде и как тренеры общались с девочками-подростками.
«Вы хоть понимаете, что вас тренирует олимпийская чемпионка?» — кричала одна. «Да вы — вши городские! Деревенские лучше вас играют!» — обзывалась вторая.
Также среди пересказанных мне цитат были такие: «Вам лучше бросить футбол, это не ваше, вас все равно никуда не возьмут», «Я своих котиков люблю больше вас, тупых», «Дебилки», «Сдадим вас родителям пинком под зад, и валите на все четыре стороны».
В адрес девочки, которую стошнило на соревнованиях: «Ты опозорила всю команду, приехала сюда как на курорт отдыхать! Иди все вытирай!». Другой девочке, которую заставили ехать на соревнования с травмой ноги, сказали: «Вы достали все уже болеть» и «Пусть твои родители и оплачивают штраф» (отказ от участия в соревнованиях уже заявленной спортсменки — штраф клубу).
Кроме того, во время долгих поездок на соревнования тренеров не смущало, что 13-летние девочки ехали в купе с посторонними мужчинами. Родителям об этом не рассказывали.
Мат, ор, ругань, унижения, месть за звонки родителям, наказание скамейкой запасных, отбирание телефонов, скрывание болезней детей, и все это — в поездках, за тысячи километров от родителей.
Когда все выяснилось, я немедленно забрала ребенка в другую команду. В заявлении на отчисление написала, что такое тренерское поведение позорит российский женский футбол. Лично мне такой спорт больших унижений не нужен, а моей дочери не нужна карьера, выстроенная через сломленную, подавленную личность. Пусть в свои игры играют сами.
Я направила в несколько государственных инстанций обращения с просьбой провести служебное расследование. Указала цитаты, дала ссылки на видео с таймкодами, и привела примеры поведения тренеров.
Региональный заместитель министра спорта прислал ответ на три страницы. Если коротко, то «ряд фактов некорректного поведения тренеров был обнаружен». Но детей не оскорбляли, на соревнованиях в номерах не запирали, и с мужчинами девочки в купе не ездили. Олимпийская чемпионка вообще ни при чем.
О том, почему моя дочь уходит из клуба, я написала и в родительский чат. Чего я только не прочитала о себе после этого: мол, я не разбираюсь в психологии и в отношениях между тренером и спортсменом. Писали, что тренерам надо доверять, что они знают, как воспитывать спортсменов, где дать подзатыльник, а где похвалить. Еще что они так помогают закалять характер и воспитывают «настоящих личностей». А я — просто скандалистка, ничего не понимающая в спорте.
И я понимаю, откуда такое единодушие. Многим родителям хочется большой спортивной карьеры и успеха для ребенка, а это невозможно без поддержки тренера. Приходится чем-то жертвовать. Точнее, кем-то — своим ребенком.
С бывшей командой и тренершей-«чемпионкой» дочь теперь пересекается только на соревнованиях. «Чемпионка» слывет королевой региональных футбольных карьер и вершительницей судеб. Вешая победительницам медали, обращается к моей дочери на виду у камер: «Поздравляю тебя, селедка!».
Родителю не больно, ведь на тренировках унижают не его
К сожалению, я убедилась на собственном примере: физическое и моральное насилие в детском спорте по-прежнему считается нормой в обществе. Мы знаем, что это происходит и в фигурном катании, и в теннисе, и в хоккее. Есть и случаи сексуализированного насилия тренера по отношению к ребенку.
Но кажется, будто оправдание жестокости — это такая национальная скрепа. Не пострадал — считай, не пожил. Победы и результаты — только через унижение и сломленную волю, на этом пути выживают единицы.
Мы видим счастливых, успешных чемпионов и успокаиваем себя: «Ну ведь хорошо все сложилось, все же довольны?». Их спрашивают: «Вы бы прошли этот путь снова?». И они, не задумываясь, отвечают: «Конечно!».
К 2018 году на юбилей известной тренерши Ирины Винер по российскому ТВ показали документальный фильм «Ирина». На экране заслуженная и обласканная властью императрица женской гимнастики, не стесняясь камеры, унижает и ломает совсем еще детей. В комментариях пишут: «Прекрасный тренер», «В спорте нельзя по-другому». И только некоторых родителей при просмотре этого фильма тошнит.
Возможно, чтобы эта круговая порука насилия прекратилась, волна неприятия должна идти именно от нас — родителей. Не тренеры, не чиновники, а именно мы наконец должны решить — родили мы ребенка для радости или для удовлетворения наших нереализованных амбиций. Ведь это мы хотим плакать от счастья над медалями и хвастаться победами перед родственниками. Только с нашего разрешения насилие в детском спорте возможно.
Мне же представляется, что в идеальном мире победа нужна самому спортсмену и тренеру. А родителю — счастливый и психически здоровый ребенок. И если векторы не совпадают, родитель хватает ребенка под мышку и убегает, не прощаясь.
В неидеальном же мире родитель говорит ребенку: «Терпи, по-другому медали не получить». А сам садится на диван авторитетно болеть и комментировать. Это ведь не ему больно, не его унижают на тренировках.
Но спорт — вечен, а неудачные, неуместные, непрофессиональные люди в нем останутся лишь недоразумением. И, к счастью, далеко не все родители готовы пренебрегать интересами собственного ребенка, и далеко не во всех секциях тренеры практикуют запугивания и унижения. Значит, детский спорт возможен без ломания личности. Я спросила нескольких родителей, чьи дети давно занимаются спортом, что они думают об отношениях детей и тренеров.
Елена, Краснодар, дочери 12 лет, занимается футболом 5 лет
Как родители, мы спортивную карьеру ребенка не планируем, но если она решит идти дальше, примем это и обязательно поддержим. Мне кажется, в детском спорте тренеру важно быть наставником, главарем и старшим товарищем для девочек. Если команда сплоченная, если девочки дружат, — они показывают совсем другой результат.
Екатерина, Краснодар, дочери 18 лет, занимается хоккеем 10 лет
У нас были очень хорошие команды и замечательные тренеры. Тренировочным процессом я никогда не интересовалась, считала, раз тренер есть — не надо лезть. Как повар не может учить стоматолога лечить зубы, так и родители не имеют права указывать тренеру, как тренировать спортсмена. Каждый должен заниматься своим делом. Мое дело — вовремя доставить ребенка на лед и поддержать его.
Александр, год живет в Лиссабоне, сыну 12 лет, играет в футбол 5 лет
Создается ощущение, что в Португалии на тренировках все добрее, чем дома. Футбольная секция для ребенка — чистое развлечение и удовольствие. Иногда полтренировки все друг с другом просто шутят, дети больше времени проводят именно в игре, и ребенок не так устает, как на тренировках в России. Зато постоянно заряжен хорошим настроением, что для нас — родителей — очень важно.
Дети постоянно импровизируют, пытаются финтить, играть свободно и виртуозно, а тренерский штаб не такой строгий, детей здесь на тренировках в принципе не ругают. Тренеры встречают детей дружескими подзатыльниками, шлепками, обнимают, целуют, все с любовью. Тренер может кричать, чтобы его услышали — но не орет как резанный и тем более не оскорбляет детей. Нет вообще никакой строгости. На тренировке царит атмосфера дружелюбия, спорт — это развлечение, даже конфликты между детьми они разруливают в духе: «Парни, вы же не поубивать друг друга пришли, это спорт!»
Филипп, 17 лет живет в Канаде, четверо детей занимаются футболом
В России наши дети футболом не занимались, но по рассказам друзей и из просмотров записей матчей создалось впечатление, что часто отношения между тренерами и детьми выглядят нездоровыми. Одна из главных причин в том, что для тренеров основная цель и суть игры — победа и счет, все остальное приносится в жертву. Поэтому крики, оскорбления и унижения считаются не чем-то плохим или недопустимым, а лишь необходимым инструментом для достижения результата. Печально, что этот подход находит одобрение у большинства родителей: тренер знает, как надо, не мешайте ему работать, вы в этом не разбираетесь, он воспитывает характер, спасибо ему большое за заботу о наших детях.
С точки зрения психологии подобный подход к тренировкам деструктивен, а с этической — неприемлем. В Канаде и США детям, приходящим в любой спорт, с малых лет внушают, что главное — получать от занятий радость. «Сначала радость и удовольствие, а потом все остальные футбольные дела».
Тренеры, конечно, бывают разные, кто-то жестче, кто-то мягче, но грубость, крики и оскорбления исключены. Комментарии тренера на поле — только по делу, без переходов на личности и унижений. Даже при просмотре видеофрагментов после игры тренер не будет тыкать пальцем на спортсмена, все будет сказано в общем и дипломатично. На личности тут переходить не принято, и представить себе грубое поведение тренеров невозможно.
Кроме того, за последние 15 лет сильно ужесточился контроль за любым насилием или дискриминацией в детском спорте. Многие в Канаде помнят громкий скандал в СМИ, когда девочки-футболистки обвинили тренера в непристойной переписке, а их отказ сказывался на тренировках и их перспективах. Тренера уволили.
Сама игра придумана для того, чтобы приносить удовольствие участникам и зрителям. Если же дети постоянно подвергаются прессингу со стороны тренеров, зрители это тоже видят, и смысл игры утрачивается. Никакие призы и кубки не излечат детские травмы и не оправдают оскорблений и унижений.
P.S. А вот небольшой список фильмов для родителей спортсменов о взрослении, командном духе и о том, как семья и тренер могут поддержать подростка:
«Король Ричард», 2021 г. — фильм, основанный на истории отца сестер-теннисисток Уильямс. Он рассказывает о радости спорта и о родительской вере и поддержке.
«Air: большой прыжок», 2023 г. — о создании кроссовок Air Jordan, а также о том, как важно правильно работать с семьей спортсмена.
«Последний танец», 2020 г. — документальный сериал про историю баскетбольного клуба Chicago Bulls и карьеру звезды мирового баскетбола Майкла Джордана.
«Бекхэм», 2023 г. — документальный мини-сериал про Дэвида Бекхэма, силу командной поддержки, семью и тренерский подход.
«Прорваться в НБА», 2022 г. — история отчаянного скаута НБА, нашедшего будущую звезду в трущобах. В фильме играют реальные звезды НБА.
«Магнус», 2016 г. — документальный фильм о взрослении норвежского мальчика-шахматиста, ставшего на десятилетие чемпионом мира, рядом с которым всегда была семья и здоровая спортивная атмосфера.
Юлия Рих