Главная Злые женщины «У вас дети? Нет, вы нам не подходите»

«У вас дети? Нет, вы нам не подходите»

Юлия Рих — о том, почему мам нужно как можно чаще брать на работу

По трудовому кодексу, нельзя отказывать соло-родителям в работе из-за наличия детей. И тем не менее дискриминация на рабочих местах существует, и касается она в основном женщин. Если мама растит детей в одиночку, ее, вероятно, ждет множество некорректных вопросов на собеседованиях и отказов. Колумнистка «Косы» Юлия Рих, много лет проработавшая в сфере HR, размышляет о том, почему мамы часто оказываются отличными сотрудницами и как на них сказывается давление общества.

Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты!

Лайфхак руководителя

Моя подруга рассказывала, что директор ее компании особенно любил брать на работу соло-матерей. Делал он это не «из жалости», желания помочь или заботы о гендерном равенстве, а исключительно из соображений практической пользы. Он считал, что если женщина сама воспитывает детей, то ей есть, для чего работать, и работой этой она будет дорожить. 

Это был многолетний и бессменный руководитель филиала западной компании в Москве, и за 20 лет моей практики в HR такой менеджерский подход я встретила только один раз. 

В нашем обществе до сих пор соло-мама, да еще и многодетная, вызывает опасения, подразумевает риски и стоит для работодателя в конце очереди из кандидатов. В этом конкурсе лучших, в этой борьбе за место женщина, обремененная несколькими детьми, всегда проиграет неженатому мужчине 35-ти лет. Вне зависимости от опыта, компетенций и личных качеств. Мир несправедлив. 

А ведь у матерей не просто колоссальный запас прочности, адаптивности и выживаемости, но и отличный набор важнейших для работы в найме скиллов. 

Например, женщина, справляющаяся с несколькими детьми, уже владеет навыками микроменеджмента. Она многозадачна, оперативна, быстро думает, не боится принимать решения и умеет брать на себя ответственность. Если она при этом еще и единственный родитель, то ее навыки прошли многоступенчатую шлифовку, это чистый алмаз. 

Такая женщина, претендующая на высококвалифицированную работу, не растерявшая по пути родительства адекватность и силу воли, — в разы сильнее и компетентнее многих других. Разойдитесь, парни, вы ей не конкуренты. 

Почему никто не относится к работающим мамам серьезно?

Общество и родные зачастую относятся к работающей маме не как к человеку, зарабатывающему деньги и делающему карьеру, а как к человеку с обязательной, но несущественной нагрузкой. Маму всегда можно отвлечь, дернуть, высказать претензию, потребовать приехать, а то, что она в данный момент занята, никого не беспокоит. А вот пап тревожат неохотно, папа же занимается серьезным делом: он-на-работе!

При этом женщины (как показывает мой опыт в HR) часто умудряются все это эффективно совмещать, не жалуются и терпеливо переносят. Можно только представить, насколько бы они были эффективнее, если бы дергали не их, а отцов, или не дергали совсем.

Я помню эти звонки во время рабочего дня.

1.

 От воспитательницы: 

— Ваш сын бьет вашу дочь! Он грозит засунуть ее в мусоропровод! 

Сердце ухает вниз, я представляю эту истерику.

— Мне прислать няню его забрать?

— Зачем? Я — педагог, я разберусь! 

Выдыхаю.

2.

Тоже от воспитательницы:

— Ваша дочь заболела скарлатиной!

Начинаю плакать. Мы впервые за много лет запланировали со старшим сыном отпуск в Будапеште.

— Теперь я не смогу оставить ее с няней? Это опасно?

— Нет-нет, это не смертельно, езжайте спокойно.

Перестаю плакать, но тревожусь.

3.

Опять от воспитателя:

— Ваш сын упал на ледяной горке, выбил передний зуб, он в крови, что делать?!

Скрывая ярость и ужас одновременно — до сада час на метро — говорю хладнокровно:

— Ждите, я пришлю няню.

Няня вечером: 

— Смотри, я постирала комбинезон, а был в крови. Ничего — зуб не глаз, вырастет.

Закатываю глаза.

4.

 От педагога из кружка:

— Ваш сын играл у фонтанчика с водой, упал, у него кружится голова, приезжайте, заберите!

— Я не могу, я на работе!

Привозят в офис бледного, еле живого, с тошнотой, точно сотрясение. Еще час дорабатываю с ним.

5.

 Дочь:

— У меня плохое настроение… Я позвонила, чтобы хоть кому-то об этом сказать.

Разгар рабочего дня, задерживаю дыхание и вспоминаю Диму Зицера, у которого мать всегда говорит: «Котик, я твоя мать, я все для тебя сделаю».

Внезапные температуры, ссоры с учителями, разборки с одноклассниками, травмы, скандалы — нет числа этим звонкам и сообщениям от педагогов школ и кружков, нянь, мам одноклассников, бабушек и главное — самих детей. 

Общество маму с детьми разрывает изощренно, смакуя каждый кусочек. Рассматривает: как себя поведет этот кусочек? Будет биться в истерике или сразу сдастся?

При этом к отцам общество (да и дети) относятся гораздо более бережно, а общественное понимание колеблется где-то на уровне божественной любви. Недавно на работе многодетный отец троих детей вдруг засобирался в домой в 16.00. «Мне пора! Жена уехала к больному тестю, я с тремя детьми дома один, пока одного забрать, второго отвезти, собаку выгулять — с ума сойти». 

И все дружно: «Да-да, какой кошмар, как мы тебя понимаем, иди конечно». Я за стеной поперхнулась и продолжила свой рабочий день до 19.00.

Мир взрослых

В мои 19 лет отец решил взять меня на работу, чтобы приобщать к «настоящему труду» взрослых. Я должна была внимать молча, подносить кофе и печатать документы. Денег мне, естественно, не платили.

Полдня взрослые неторопливые мужчины играли в нарды — ждали звонка из Москвы, курили, потом обедали. Затем медленно что-то обсуждали, я печатала один документ и то не каждый день. Это называлось «совершать сделки». Что-то за пределами высшей математики. 

Вечером, уставший, отец приезжал домой. Мама же, купив продукты по пути с работы на фултайме, уже приготовила ужин, накрыла на стол, параллельно третьей рукой занимаясь младшим сыном, а третьим ухом — слушая старенькую маму. У него — газета, телевизор, он же устал. Так я познакомилась с миром «настоящих мужчин».

Помню, какое-то время паззл в голове у меня все никак не складывался. 

А потом сложился. Где-то после рождения вначале первого, а потом и следующих детей.

За спиной — дети

Работодатели думают, что женщина с детьми — это обязательно проблемы. Будет уходить на больничные, отпрашиваться в поликлинику и на 1-е сентября, зависать на телефоне, решая проблемы с детьми, мысленно отвлекаться от важных рабочих задач. Одна сплошная боль, а не работник.

В перечисленных рисках есть, конечно, доля истины (и приведенные выше диалоги это демонстрируют). Но она также и в том, что мужчины или люди без детей отвлекаются на работе ровно с такой же частотой и усердием, только не на детей. Кто-то — на отношения, кто-то — на учебу, другие — на путешествия, вечно зависая на сайтах авиабилетов и отелей. Кто-то читает или смотрит ютуб, люди играют в онлайн-игры, переписываются с друзьями, болтают с мамой и подругами, смотрят матчи, обсуждают с банками кредиты и ищут квартиры. 

В этом смысле мамы с детьми зачастую гораздо более ответственны. Если соло-мама не будет работать эффективно, ее быстро заменят. И она не может принести домой в качестве еды «ничего». Например, случился на работе конфликт. Возможно, некоторые люди, не обремененные детьми, подумают: «Да ну их к черту, другую работу найду», и легко уходят.

Соло-мама с детьми понимает, что работу искать ей в разы сложнее, стабильность — золото, и ни дня простоя в поисках себя она позволить себе не может. Кто тут лояльнее, терпеливее и сговорчивее? На ком тут у нас больше ездят?

Однажды я обсуждала повышение зарплаты с директором. Села напротив, посмотрела прямо в глаза и высказала свои пожелания. Он так удивленно поднял брови и говорит: «Уууу ты какая меркантильная…».

Я тогда подумала: «С чего же ты решил, что я меркантильная? Или я чем-то отличаюсь от тебя, в одиночку обеспечивающего семью?». Почему именно меркантильная? А не умная, амбициозная и ориентированная на карьеру? И к чему вообще этот уничижительный тон?

Но я улыбнулась и промолчала. За моей спиной были дети, и моя цель была — сделать их жизнь лучше, а не вести дискуссию с зашоренным, застрявшим в прошлом веке мужчиной, кстати, моим ровесником, считающим, что место женщины на кухне.

Есть мнение, что женщину с детьми сложно уволить. Особенно, например, многодетную или одинокую мать. Или комбо. Мифы. Увольняют их только так, при мне недавно мать троих детей вышвырнули за 1,5 оклада, спасибо не сказав, а она покорно ушла, не поднимая головы.

Как устраиваться на работу, если ты мама?

Как практикующий HR, я бы предложила  женщинам на собеседовании на вопрос о планах на родительство не смущаться. Не говорить: «Ой, да мы не планируем» или «Вначале карьера, ипотека, а потом дети». К сожалению, я очень хорошо знаю, как коллеги загоняют такими вопросами женщин в тупик.

Сколько их потом работают с ноутбуками в роддомах, извиняясь перед работодателем, что, мол, я на небольшой паузе буквально в пару дней, а потом опять на связи. Сколько из них, как в фильме «Я не знаю, как она делает это», разрываются между списками дел на день, детскими вшами и деловыми переговорами. Застряв где-то между чувством вины и ответственностью, нежностью к семье и желанием идти за своей мечтой.

Но мир меняется, пусть меняются и коллеги. Выдыхайте и говорите: «Этот вопрос неуместен» или можете спросить в ответ: «Я же не интересуюсь, какие на вас сейчас трусы?».

Или спокойно ответить, что рождение детей — важное событие для семьи, и если это случится, мы будем (допустим) очень рады, но сейчас я настроена работать, давайте это обсудим? 

Одна моя подруга – одинокая мать двойняшек (один из детей — мальчик с аутизмом), рассказывала, как она делала умное строгое лицо и ехала на собеседования. Дома при этом был хаос из младенцев. Она сжимала кулаки и говорила, какой она классный профессионал, сколько она умеет и как у нее все в жизни стабильно. Она действительно была крутой, умной и очень волевой.

Однажды в середине рабочего дня она примчалась в школу своих детей, где произошел взрыв. Долго искала сына-второклассника с аутизмом, а он спрятался под столом, и в дыму никак было не найти. Тогда она поседела. 

На следующий день, оставив детей с няней, она поехала на свою статусную работу в очень модную известную московскую компанию.

Другая подруга, узнав о внезапной беременности, сделала строгое умное лицо и что есть сил устраивалась на работу, скрывая беременность. А что ей было делать? Один ребенок на руках, второй завязался, нестабильный заработок у мужа. Казалось бы, обманула?

Но она оказалась прекрасной сотрудницей, ее отпускали в декрет со слезами на глазах, и, честно сказать, за эти 8 месяцев она принесла компании гораздо больше пользы, чем некоторые, которые приходят на три месяца безо всяких беременностей.

P.S.

Я пишу эту колонку в 22:30 на улице у кафе, куда я перебралась из другого кафе, которое закрылось в 22:00, а у меня дома нет интернета. Я извинилась, что ничего брать не буду, но мне очень нужно закончить текст. У ног пакет с хлебом и распродажной выпечкой на завтрак. Сын 1 уже студент, сын 2 уже спит, дочь 3 на соревнованиях за 2000 километров. За соседним столиком сидят укутанные в плед парни, смотрят какой-то женский стендап и точно не работают. Возможно, они тоже чьи-то руководители и тоже не очень хотят брать на работу матерей.

А у того топ-менеджера, с готовностью берущего на работу соло-мам, очень хотела бы взять интервью. Мне кажется, он что-то такое про них понимал, что они сами о себе не очень хорошо знали.

Автор: Юлия Рих