Он казался добрым и заботливым, но все изменилось, когда она забеременела
Екатерина и Санан встречались с подросткового возраста. Он красиво ухаживал за ней и дарил подарки, окружающие считали их идеальной парой. Никто не удивился, когда они поженились. Но с появлением ребенка начались побои и скандалы. Екатерина пыталась уйти от него и начать новую жизнь, но Санан присылал угрозы бывшей жене и преследовал ее. Она просила полицию ее защитить, но это не спасло. «Коса» поговорила с родственниками и знакомыми Гусейновых и рассказывает историю их отношений.
Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты.
«Он ее добивался, она сопротивлялась»
Екатерина Минеева выросла в Могоче — небольшом городе в Забайкальском крае. Подруги говорят, что в школе она была заводилой и очень энергичной. «Могла гулять до утра, а потом поехать на дачу полоть картошку», — вспоминает ее одноклассница Изабелла.
Еще, по словам знакомых, Екатерина всегда любила животных и подкармливала бездомных собак. Ее мама Оксана вспоминает, что дочь «собирала всех больных собачек на улице и отвозила в ветеринарку».
В старших классах она познакомилась с Сананом Гусейновым. Они учились в разных школах, но пересекались в компаниях ровесников. Общие знакомые вспоминают, что он казался «довольно добрым» человеком. Сестра Екатерины Евгения говорит, что Гусейнов был прилежным учеником и никогда не пропускал занятий.
Санан сразу обратил внимание на Минееву, говорит ее одноклассница Дарья. Он около двух лет ждал взаимности — звал Екатерину на прогулки, писал в соцсетях и провожал до дома. Она сначала не хотела с ним встречаться, но в 11 классе «сдалась». Это подтверждает и другая одноклассница, Изабелла: «Он ее долго добивался, она долго сопротивлялась. Были красивые ухаживания, и сердце Кати оттаяло».
В семье Минеевой обрадовались тому, что у Екатерины появился молодой человек. «Он казался замечательным, — говорит ее сестра Евгения. — Умным, заботливым, дарил Кате подарки, бережно относился к ней». Правда, по ее словам, родители Санана (с ними «Косе» связаться не удалось) не одобряли этих отношений — они родом из Азербайджана и надеялись, что сын будет встречаться с девушкой своей национальности. Но Санану было все равно — он хотел быть только с Екатериной.
После школы Минеева и Гусейнов вместе уехали в Хабаровск учиться. Он — на экономиста, она — на антикризисного управляющего. Позже они поженились и открыли совместный бизнес. Родственники говорят, что у супругов было три магазина с табачными изделиями. Продажи шли хорошо: денег хватало и на жизнь, и на помощь родным.
Юридическое лицо было оформлено на Екатерину. Ее сестра Евгения вспоминает: Гусейнов объяснил это тем, что у них с женой «все будет хорошо». Говорил: «Мы никогда не разведемся».
Она добавляет, что выручкой и всеми финансовыми вопросами в паре распоряжался Санан. Екатерину это не беспокоило — она во всем доверяла мужу.
Около двух лет назад у супругов родилась дочь. «Они очень долго ждали ребенка, очень хотели. Когда Катя забеременела, они прыгали от счастья», — вспоминает ее сестра. Но именно в этот период отношения в паре кардинально изменились.
«Она боялась слово сказать»
Евгения рассказывает: когда Екатерина была беременна, у Санана начались психологические трудности. У него часто было учащенное сердцебиение. Он говорил: «Я умираю» и вызывал скорую, но врачи не находили проблем.
«Он мог вызывать скорую по несколько раз в день, — вспоминает подруга Екатерины Кристина (имя изменено). — На его вызовы уже не ездили, потому что считали, что он симулянт. А он такой человек, у него за три минуты может разогнаться пульс зашкаливающий и давление 220». Евгения называет эти эпизоды «паниками».
По ее словам, Екатерина настояла, чтобы муж обратился к психотерапевту. Он стал принимать антидепрессанты, и его состояние улучшилось. Правда, он по-прежнему много курил и употреблял алкоголь, хотя, как правило, спиртное не рекомендуется смешивать с психотропными препаратами.
Когда жена была на последних месяцах беременности, Санан стал поздно приходить домой, говорит Кристина. Екатерина забеспокоилась, но он утверждал, что пропадает на работе. Она не выдержала и прочитала переписки в его телефоне — оказалось, муж ей изменяет. Она тут же предложила развестись, и тогда он впервые в жизни ее избил. До родов оставалось меньше месяца.
«Она сфотографировала побои, прислала мне, — вспоминает Евгения. — Катя не знала, что делать. Она была в растерянности, ей было страшно. Она попросила не рассказывать родителям — в семье об этом знала только я». В подтверждение своих слов Евгения прислала «Косе» видео, которое отправляла ей сестра: на нем Екатерина плачет, а все ее лицо в крови.
Евгения говорит, что в тот период Санан подружился с мужчинами, в кругу которых поощрялось насилие над женщинами. Они хвастались тем, что изменяют женам и бьют их. Она предполагает, что такое общение могло повлиять на Гусейнова.
Дальше ситуация только усугублялась. После рождения дочери Санан продолжал изменять Екатерине, оскорблял ее, угрожал и бил. По словам сестры, та «боялась слово ему сказать». Но уйти не решалась — все деньги были у мужа, и ей пришлось бы остаться ни с чем. Просить помощи у родных она не хотела.
«Катя говорила, что ей стыдно было признаться, что Санан поднимает на нее руку, — говорит ее подруга Кристина. — Даже приезжая в Могочу погостить к родителям, она ничего им не рассказывала. Делала вид, что просто устала».
«Я боюсь, ты мне ножиком угрожаешь»
Евгения вспоминает: в 2023 году, когда дочери был почти год, Екатерина решилась разорвать отношения с мужем. Она стала копить деньги, чтобы обеспечить себе финансовую подушку, и обдумывала отъезд из Хабаровска.
По словам подруг, последней каплей стал случай, когда Санан угрожал Екатерине ножом. В тот день она ушла из дома по делам и отключила телефон (Кристина говорит, что, он разрядился, но Евгения вспоминает, что сестра просто не хотела разговаривать с мужем).
Позже она включила мобильный и увидела множество сообщений с угрозами. Санан требовал, чтобы жена немедленно приехала домой. Она послушалась — в квартире была дочка с няней, и Екатерина испугалась за ребенка.
Санан был там и ждал Екатерину. Он «вывез ее за гаражи, приставил нож к животу и начал угрожать расправой», рассказывает Евгения. У нее на телефоне сохранилась видеозапись, сделанная Екатериной. На ней женщина стоит возле машины. Муж говорит ей: «Садись, надо поговорить». А она отвечает: «Я боюсь, ты мне ножиком угрожаешь» (видеоролик есть в распоряжении «Косы»).
О том, что происходило дальше, Евгения знает со слов сестры. Та говорила, что убежала от Санана и поехала в отдел полиции, чтобы подать заявление об угрозах. Но полицейские якобы сказали ей: «Ничего, помиритесь».
В другом отделе заявление принимать тоже не хотели, но Екатерина настояла, чтобы полицейские вместе с ней отправились домой и защитили ее от мужа. На это они согласились. Екатерина под присмотром полиции собрала вещи, посадила ребенка в машину, а уже через сутки была в Могоче, говорит ее подруга Кристина. По ее словам, та всю ночь и весь день ехала почти не останавливаясь, потому что боялась, что муж погонится за ней.
«Твоя жизнь принадлежит только мне»
Кристина рассказывает: следующий месяц Екатерина прожила в родном городе с семьей. Но потом Санан приехал в Могочу и стал пытаться вернуть жену.
«Он неожиданно приходил с игрушками и с цветами — как раньше, когда он Катю любил, — рассказывает Евгения. — Но она очень его боялась и эти попытки проигнорировала».
Когда помириться не удалось, Санан снова начал угрожать Екатерине. Он писал ей сообщения и звонил. «Я достану тебя с любой локации. Я приду за тобой. Все закончится в моменте. Жди», — цитирует одно из его сообщений издание «Чита.ру».
Оксана — мать Екатерины — вспоминает, что зять угрожал и ей, писал: «Я вас убью, собаку вашу убью, дачи подожгу, вас зарежу, глотку перережу». Она говорит, что скриншотов у нее не сохранилось.
Евгения показала снимок экрана, который присылала ей Екатерина. На нем человек, записанный в телефоне как «муж», пишет: «Твоя жизнь принадлежит только мне! Все и всегда будет по-моему! То, что ты сейчас делаешь, ты делаешь исключительно во вред себе! Вплоть до смертельного приговора!».
Издание «Чита.ру» также цитирует аудисообщение, которое Санан прислал Екатерине 30 июня 2023 года: «Я тебя никогда не прощу, не посмотрю, что общественность рядом, подруга рядом, не посмотрю, что мы на улице, не посмотрю, что много народу. Я просто подойду и перережу тебе кадык. Я даже убегать не буду, получу три года по состоянию аффекта, отсижу, выйду и буду счастлив. Зато у меня будет и дочка рядом, и мачеху найдем ей. А ты будешь червей кормить. Так и будет».
Летом 2023 года Санан пытался вскрыть гараж Екатерины, приходил домой к ее друзьям, спустил шины автомобиля, а однажды отец нашел в ее машине GPS-датчик, отслеживающий передвижения, рассказывает Кристина.
Евгения добавляет, что Гусейнов разгромил все три магазина, которыми управлял вместе с женой: «пришел утром и испортил весь товар, залил все стойкой красной краской, ущерб был на миллионы. Полиция ничего не сделала, сказали, он имеет на это право — семейный бизнес» (На самом деле умышленное уничтожение общей собственности одним из владельцев может быть квалифицировано как гражданское правонарушение или даже уголовное преступление — «Коса»).
К осени Екатерина развелась с Сананом, он сказал, что улетает в Азербайджан. А зимой Минеевой стали звонить незнакомые мужчины, рассказывает Кристина. Они предлагали выйти на улицу и поговорить о «ситуации с Сананом», потом стали советовать уехать из города — объясняли, что муж якобы заказал ее убийство. По словам сестры, Екатерина теперь выходила из дома только с перцовым баллончиком.
В конце декабря Екатерина подала в полицию заявление об угрозах (есть в распоряжении «Косы»). Но, как говорят ее подруга и сестра, полицейские не предприняли никаких мер. Они якобы говорили: «Зачем вам писать все эти заявления?» и «Это же не такая уж угроза, просто шутка».
«Я вообще-то боюсь»
Со временем стало казаться, что Гусейнов успокоился. Он сообщил, что в Азербайджане женился на другой женщине, и, по словам родных Екатерины, даже прислал видео с праздника. А потом «пропал с радаров».
Изабелла вспоминает, что подруга попыталась начать новую жизнь. Она стала заниматься волейболом, завела новых друзей и возобновила контакт с подругами детства, старалась много времени проводить с дочерью. Сестра Екатерины говорит, что та повеселела, снова стала активной и жизнерадостной. Кристина добавляет, что Минеева выучилась на мастера по наращиванию ресниц и вышла на новую работу.
Иногда она рассказывала подругам, что по ночам Санан по-прежнему присылает ей сообщения, но тут же удаляет. «Несколько раз она успела увидеть, что в них написано: “Сдохни, тварь”», — говорит Кристина.
Она вспоминает, как гуляла с Екатериной 5 октября. «Мы ходили в кафе, встретили знакомых, — рассказывает она. — Катя со всеми обнялась, похохотала, потанцевала. Обычно мы с мужем провожали ее до квартиры, но в этот раз дошли только для подъезда. Она в шутку спросила: “А вы меня провожать не будете? Я вообще-то боюсь”».
Изабелла вспоминает свой разговор с Екатериной на следующий день, 6 октября. Та казалась грустной. Она рассказала, что ей в очередной раз приснился кошмар про бывшего мужа — будто он вернулся из Азербайджана и попытался ее убить.
«Я посмеялась и сказала: “Кать, ну сколько можно? Полгода уже прошло. Он к тебе не лезет, забудь”», — рассказывает Изабелла. Теперь она уверена, подруга «чувствовала, что что-то не так».
Вечером Екатерина была в гостях у друзей. Около 11 часов вечера она решила поехать домой и пошла на улицу, к своей машине. Судя по всему, там ее ждал Санан.
«Она постоянно зовет маму»
Кристина в ту ночь была дома. Она говорит, что после 11 вечера ей позвонила Изабелла и сказала, что Екатерину убили. Они вместе поехали туда.
«На улице стоял хозяин ближайшего магазина и еще двое парней, — вспоминает Кристина. — Там был друг ее бывшего мужа, Аргиш. Я его попросила: “Аргиш, скажи, пожалуйста, что это не так”. Он опустил голову и сказал: ‘Я бы сам хотел, чтобы это было не так»».
Полицейские были уже на месте — они задержали Санана на месте преступления. «Он застрелил ее, перезаряжал пистолет, выпустил минимум 12 пуль. Он ее добивал, делал контрольные выстрелы в голову», — рассказывает Кристина.
Теперь родные Екатерины заботятся о ее двухлетней дочери. «Она постоянно зовет маму, просыпается ночью и плачет, — говорит Евгения. — Первые два дня она бегала с ее снимком в руках, целовала фотографию, ночью просыпалась, постоянно кричала. Мы пока говорим ей, что мама работает».
Сразу после убийства Минеевы связались с журналистами — и новости о гибели Екатерины появились в крупных СМИ. Евгения говорит, что не хочет молчать о смерти сестры. Во-первых, семья боится, что Санан избежит наказания — например, уйдет на фронт. Во-вторых, по мнению Евгении, если открыто рассказывать о произошедшем, это может помочь другим женщинам спастись из отношений, где есть насилие.
Лола Темирова