2-й Западный окружной военный суд приговорил к реальным срокам режиссерку Женю Беркович и сценаристку Светлану Петрийчук за спектакль «Финист Ясный Сокол», сообщает «Медиазона».
Петрийчук, которая написала пьесу, и Беркович, которая поставила по ней спектакль, каждая получили по шесть лет колонии. Обеих признали виновными в оправдании терроризма. Их спектакль рассказывает о россиянках, которые выходят замуж за исламистов и уезжают в Сирию.
Как отмечает «Медиазона», обвинение строится на противоречивых показаниях анонимных свидетелей. При этом театральные деятели, в том числе актрисы, участвовавшие в постановке, дали показания в пользу Беркович и Петрийчук.
Среди свидетелей обвинения оказался нижегородский актер Владимир Карпук, написавший донос на спектакль — из-за него в октябре 2022 года был сорван показ «Финиста» в Нижнем Новгороде. Он назвал спектакль «русофобским» и жаловался, что ему было обидно за мужчин.
«Больше всего меня оскорбило, когда про нас всех, мужчин, сказали, что мы какие-то там воняем, еще что-то. Я не знаю. У меня ощущения были очень, ну… Неприятно было слышать. У меня есть девушка, я там нормально с ней общаюсь. И так под одну гребенку всех мужчин русских говорить!» — говорил он в суде.
Кроме того, актер был недоволен использованием феминитивов Женей Беркович и сказал, что феминизм — «это неправильно».
У нас все-таки государство, слава богу, традиционных ценностей, традиционной ориентации. И для меня феминизм, о котором говорит девушка на сцене, это неправильно. У нас патриархат… Евгения себя называет режиссеркой, но у нас все-таки профессия «режиссер» в дипломе пишется
из показаний актера Владимира Карпука в суде
Дело было возбуждено на основании экспертизы Романа Силантьева, создателя «деструктологии» — правозащитники называют ее лженаукой.
Ректор Гуманитарного университета Лев Закс, который оценивал экспертизу, проведенную по запросу следствия, и сам проводил художественно-эстетическое исследование, настаивал, что в пьесе нет оправдания терроризма. «Наоборот, в нем талантливо показана антигуманная и преступная роль терроризма», — указал он в своем заключении.
Процесс над Беркович и Петрийчук начался 20 мая, а с 13 июня по просьбе прокурора разбирательство стало проходить в закрытом режиме. Предлогом для этого стали «угрозы одному из участников процесса». В результате суд допросил часть свидетелей и экспертов со стороны защиты без слушателей и огласки их показаний в СМИ.