«Замужние», «красивые», «пожилые», «тихие» — как в учебной литературе пишут о женщинах?
Группа ученых проанализировала больше тысячи англоязычных учебников, чтобы выяснить, как в них обстоят дела с гендерным равенством. Они узнали, в каких учебниках чаще и реже всего упоминаются женщины и что именно о них пишут. Научная журналистка Марина Попова рассказывает, как проводилось исследование и как его результаты связаны с социальным климатом в конкретных странах.
Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты.
Недавно в журнале Plos ONE опубликовали исследование под заголовком «Сексистские учебники» (Sexist textbooks). Группа ученых из международной НКО «Центр глобального развития» изучила тексты 1255 англоязычных школьных учебников, рабочих тетрадей и демонстрационных материалов в 34 странах мира.
В своей работе они попытались оценить уровень гендерной предвзятости в учебных материалах. «Учебники играют решающую роль в школьном образовании во всем мире», — пишут авторы. По их мнению, анализ может помочь составителям учебной литературы пересмотреть подход к гендерным ролям в текстах для школьников.
Как проводилось исследование?
Ученые посчитали, как часто употребляются разные слова — существительные, местоимения и имена — в мужском и женском роде, сравнили их доли в материалах по разным дисциплинам, в разных странах и для разных возрастных групп.
Также они выяснили, как часто мужские и женские термины выступали в роли подлежащих и попытались выявить связь гендерно-окрашенной лексики со словами, обозначающими профессии, или с теми, что связаны с работой, семьей, достижениями или внешностью.
Исследователи учитывали и тональность слов — то, насколько валентными (в данном случае — положительными), активными и доминантными были слова, использующиеся с каждым гендером.
Все это — для того, чтобы оценить репрезентацию и то, как оцениваются характеры мужчин и женщин в учебных пособиях.
Что удалось выяснить?
Про мужчин пишут чаще. В учебниках в два раза чаще встречаются слова, обозначающие мужчин, чем те, что обозначают женщин: 178 142 против 82 113.
В разных странах ситуации отличаются. Меньше всего внимания женщинам уделялось в учебных материалах, созданных в Афганистане, Пакистане, Шри-Ланке и Южном Судане. Там менее трети гендерно окрашенных слов относятся к женщинам. Чем выше в стране доходы населения и различные показатели гендерного равенства, тем больше связанных с женщинами слов упоминается в местных учебниках.
Чаще всего про женщин пишут в учебниках по домоводству. А реже всего — в учебных материалах по гуманитарным наукам, религиоведению, естественным наукам, бизнесу и экономике. Еще одна выявленная закономерность — чем толще книга, тем ниже в ней доля «женских слов».
Женщины готовят, мужчины руководят. Чаще всего женщин в учебной литературе описывают как «замужних», «красивых», «пожилых» и «тихих». Мужчин — как «могущественных», «богатых», «мудрых» и «уверенных». Самые популярные глаголы для женщин — «печь», «готовить», «обувать» и «петь». Для мужчин — «руководить», «направлять», «подписывать» и «приказывать». Женские слова чаще указывают на связь с домом, семьей и внешностью, а мужские — с работой и достижениями.
Женщины в целом описывались как менее доминантные и ориентированные на построение карьеры, чем мужчины, хотя и чаще характеризовались позитивными эпитетами. Любые профессии, о которых рассказывается в учебниках, чаще относятся к мужчинам, за исключением медсестры и домработницы.
Выводы
В заключении авторы пишут о недостаточной репрезентации женских персонажей в учебной литературе и о том, что в материалах распространены гендерные стереотипы. Причем более низкая представленность женщин в учебных материалах коррелирует с другими показателями гендерного равенства в той или иной стране.
Авторы уточнили, что их исследование ограничивается только текстами на английском языке и не учитывает иллюстраций в учебных материалах. Также в работе могут быть неточности, связанные с лингвистическими особенностями и с тем, что в данном случае гендер рассматривался как бинарное понятие.
Тем не менее, по мнению авторов, такой анализ может помочь сформировать новую повестку в вопросах образования. «В некоторых странах из нашей базы данных уже достигнут гендерный паритет при зачислении в школу, — пишут они. — Но при этом в учебных материалах женщины и девочки по-прежнему представлены меньше». Это может стать отправной точкой для дальнейших реформ.
Правда, авторы обратили внимание на то, что в странах, где женщин в учебной литературе меньше всего, подобные реформы провести будет сложно — ведь это именно те страны, где права женщин ущемляются на уровне государства и законодательства.
Марина Попова