В Австралии после жалобы посетителя суд обязал Музей старого и нового искусства (MONA) пускать мужчин на выставку Ladies Lounge, изначально открытую только для женщин, пишет The Guardian.
Музей должен обеспечить доступ мужчин на выставку в течение 28 дней — ранее в MONA сообщили, что в случае такого решения, вероятно, просто закроют выставку.
Ladies Lounge — работа американской художницы и арт-кураторки Кирши Кечеле, которая появилась еще в 2020 году. По словам художницы, Ladies Lounge стал ее «ответом на жизненный опыт женщин, которым на протяжении всей истории было запрещено входить в определенные пространства».
При разработке выставки была взята концепция старого австралийского паба — до 1965 года в таких местах практических не было женщин, а затем первое время их отправляли в так называемый «женский зал» (ladies lounge). Художница решила перевернуть эту концепцию с ног на голову: в Ladies Lounge женщинам «предлагают шампанское и пятизвездочное обслуживание», а мужчинам вход запрещен; исключение — дворецкие, которые подают посетительницам напитки. В то же время в пространстве выставлены одни из наиболее важных работ из фонда музея, в том числе Пабло Пикассо и Сиднея Нолана.
«Это место для женщин, чтобы отдохнуть, сбежать от патриархата, наслаждаться компанией друг друга и прекрасным опытом. И я думаю, что исключение мужчин — центральная и очень важная часть этого произведения искусства», — говорила Кечеле.
Жалобу на музей подал австралиец Джейсон Лау, которого не пустили в Ladies Lounge год назад. Он настаивал, что недопуск мужчин к одним из самых важных произведений из фонда музея был дискриминацией. «Я был очень удивлен, когда мне сказали, что я не смогу увидеть одну выставку», — говорил Лау в суде. Как пишет The New York Times, он требовал либо принести извинения и пускать мужчин на эту выставку, либо сделать для них скидку на билет.
Сама Кирша Кечеле сказала журналистам, что довольна тем, что это дело оказалось в суде:
Мужчины взаимодействуют с Ladies Lounge, их опыт отвержения — это художественное произведение.
Ее адвокатка в суде указала на юридическое исключение, которое допускает дискриминацию, если она «предназначена для обеспечения равных возможностей для группы людей, которые находились в неблагоприятном положении». Она тоже отмечала, что отказ мужчинам во входе на выставку все равно позволял им взаимодействовать с ней, хоть и иначе, чем женщинам.
Судья посчитал «неочевидным», как недопуск мужчин помогал достичь цели равных возможностей.
Художница использовала процесс как место для перформанса. На одно из заседаний она пришла с 25 ее сторонницами (среди них были и другие художницы), которые были одеты в темно-синие деловые костюмы и во время процесса синхронно выполняли одни и те же движения, то скрещивали ноги, то наклонялись вперед, то смотрели поверх очков, то наносили помаду. Также они молча читали феминистские тексты, а суд покидали, вместе синхронно танцуя. Судья назвал их действия «неуместными, невежливыми и неуважительными, а в худшем случае — оскорбительными и пренебрежительными».
Пресс-секретарка MONA рассказала, что в августе 2023 года еще один мужчина подал жалобу на дискриминацию из-за этой работы, но отозвал ее после обсуждения арт-объекта с художницей. Сама Кечеле описывала их беседу так:
Я сказала: «Ну, вы действительно смогли ознакомиться с этим произведением искусства, потому что исключение мужчин — и есть это произведение искусства». Он оценил это, понял и отказался от заявления.
Художница отмечает, что Австралии до сих пор существуют элитные мужские клубы, в которые не принимают женщин. Такие клубы существуют для того, чтобы объединять влиятельных мужчин и укреплять патриархальные структуры власти, считает она. «В нашем зале мы просто пьем шампанское и сидим на диване. Не думаю, что это можно сравнивать», — добавила она.