В Гамбии парламент проголосовал за отмену запрета на калечащие операции на женских половых органах, или «женское обрезание», пишет The New York Times. Местная газета The Standard уточняет, что 18 марта прошло второе чтение законопроекта, впереди еще окончательное чтение.
Из 47 членов Национальной ассамблеи Гамбии, которые были на заседании, за отмену запрета проголосовали 42. Еще четверо выступили против, а один воздержался. На заседании были только законодатели-мужчины (всего в парламенте 58 человек — среди них всего пять женщин).
Один из депутатов настаивал, что наказание за калечащие операции — это лишение права на вероисповедание. Другой спорил с этим: «Я отец, и я не могу поддержать такой законопроект. Религия говорит, что мы не должны причинять вред женщинам».
Если законопроект будет окончательно принят, Гамбия станет первой страной в мире, которая отменит меры по защите девочек и женщин от калечащих операций на гениталиях — давнего ритуала, который объясняют идеями «сексуальной чистоты, послушания и контроля».
Окончательное чтение в парламенте пройдет примерно через три месяца. За это время правительственные комитеты могут предложить поправки к законопроекту. Но, как пишет NYT, аналитики считают, что ключевой этап рассмотрения проекта уже пройден и, вероятно, он будет принят. После голосования в парламенте документ поступает на подписание президенту — он пока не комментировал эту инициативу.
В то же время глава Ассоциации женщин-юристок Анна Нджие говорит, что была удивлена передачей законопроекта в комитеты и в связи с этим надеется на то, что его все же не примут.
В день голосования у парламента собрались противники калечащих операций. Полиция установила заграждения. При этом в здание парламента пустили религиозных лидеров и их сторонников, рассказала NYT противница обрезания Фату Бальде.
«Было очень грустно наблюдать за всем этим обсуждением и мужчинами, пытающимися оправдать, почему это должно продолжаться», — сказала правозащитница после голосования. Бальде опасается, что в случае отмены этого запрета могут отменить и запрет на детские браки.
Бальде сама пережила калечащую операцию, когда ей было 8 лет. Обрезание провела ее бабушка. Она говорит, что большинство законодателей не обязательно поддерживают отмену запрета, но проголосовали за нее из страха потерять места в парламенте.
«Самое печальное — это молчание правительства», — говорит правозащитница. Это касается даже министерства по делам женщин и детей. Его глава отказалась комментировать NYT законопроект, пообещав перезвонить позже. Она так и не связалась с журналистами.
Отмену запрета на калечащие операции продвигают местные имамы. Ключевую роль из них играет Абдулли Фатти, который говорит, что калечащие операции делают женщин «чище», а мужья тех женщин, что не прошли через обрезание, страдают, потому что не могут удовлетворить их «сексуальный аппетит». Фатти обвиняют в лицемерии, поскольку он никак не высказывался на эту тему, когда был президентским имамом и глава Гамбии ввел запрет на обрезание.
Во время первого чтения законопроекта Фатти привел к парламенту группу молодых женщин, которые скандировали лозунги в поддержку обрезания. Свои лица они скрыли, хотя это нетипично для Гамбии, обращает внимание NYT.
Мусульманские религиозные деятели расходятся во взглядах относительно того, является ли обрезание исламской традицией. В Коране об этой процедуре не говорится, отмечает газета.
В Гамбии примерно три четверти женщин и девочек подвергают обрезанию в виде удаления клитора и малых половых губ. Обычно это происходит в возрасте 10-15 лет. Такие операции часто приводят к серьезным проблемам со здоровьем — заражению инфекцией, кровотечению, сильным болям. В некоторых случаях девочки гибнут. На международном уровне калечащие операции признаны грубым нарушением прав человека.
С 1994 по 2017 год Гамбией руководил Яйя Джамме, которого NYT называет одним из самых печально известных диктаторов региона. В начале правления он был защитником калечащих операций и называл противников процедуры «врагами ислама». Но в 2015 году Джамме запретил эту процедуру, заявив, что ей «нет места ни в исламе, ни в современном обществе». Это решение стало неожиданностью — его связывали с влиянием жены диктатора Зейнаб.
Впрочем впервые этот запрет применили только в прошлом году. Тогда за нарушение запрета оштрафовали трех человек.
Как пишет NYT, несмотря на кампании против калечащих операций, количество проведенных обрезаний в мире только увеличивается — это связано с ростом населения в странах, где оно распространено.
В 2016 году российские правозащитники выпустили доклад о существовании практики калечащих операций в Дагестане. В прокуратуре республики утверждали, что не нашли подтверждений этой информации. В Госдуму тогда внесли законопроект о запрете калечащих операций, но его не стали рассматривать, сославшись на несоблюдение регламента.