28-летняя жительница Ингушетии Марина Яндиева, сбежавшая из республики от домашнего насилия, смогла покинуть Россию, сообщает «Кризисная группа СК SOS».
Правозащитники опубликовали видеообращение Яндиевой:
Я хотела бы выразить признательность всем тем людям, которые высказывали мне слова поддержки, всем тем, кто освещал мою ситуацию, и тем, кто непосредственно оказывал мне помощь. Свою семью и органы правопорядка я прошу в дальнейшем не растрачивать свое время на [мое] преследование. Я нахожусь в безопасности, у меня все замечательно и я чувствую себя, вероятно, настолько счастливой, как никогда доселе.
Яндиева несколько лет назад уже пыталась бежать от семьи. В 2011 году она уехала в Москву, чтобы учиться на медицинском факультете. Однако когда девушка сказала матери о желании поменять специальность и начать изучать режиссуру, у нее начались проблемы. В 2015 году ее поместили в подмосковный исламский центр, где проводили обряды экзорцизма. «Суть заключалась в том, что тебя просто душат, наступая тебе на горло. И при этом присутствует твоя мать», — рассказывала Яндиева.
Затем ее увезли в Ингушетию, где она доучилась на медицинском и стала работать в больнице вместе с матерью. В 2016-м Яндиева пыталась сбежать в Москву, но ее выследили, избили и вернули домой.
Яндиева рассказала, что родственники ее изолировали от общения с другими людьми и строго контролировали. По словам девушки, и на учебе, и на работе ее всегда сопровождали, а также родственники угрожали ей «убийством чести» и сфальсифицировали документы для признания ее недееспособной. Три года у Яндиевой не было средств связи, но затем ей стали разрешать пользоваться чужими устройствами. Это позволило ей связаться с Кризисной группой и организовать побег.
После побега девушки ее семья угрожала убийством юристу «Команды против пыток», который подвозил девушку. Его попросили подвезти ее, но в целях безопасности юристу не сообщали имени девушки и подробностей ее поездки. Правозащитники требовали от МВД и прокуратуры обеспечить безопасность юриста, но те ничего не предприняли. Позже юристу перестали поступать угрозы, но ему пришлось покинуть работу для собственной безопасности.
Кризисная группа отмечает, что семья девушки пыталась вернуть ее домой, подав на нее заявление о краже. Это известный способ, которым семьи девушек из республик Северного Кавказа препятствуют их побегу — так произошло, например, с 20-летней Селимой Исмаиловой и 26-летней Седой Сулеймановой. По данным правозащитников, они обе также бежали от насилия в своих семьях.
«Коса» ранее рассказывала о причинах, по которым женщины бегут с Северного Кавказа, а также вспоминала, что случилось с теми из них, кого насильно вернули родственникам.