Главная Истории Россиянка погибла после ссоры с мужем. Его приговорили к исправительным работам

Россиянка погибла после ссоры с мужем. Его приговорили к исправительным работам

«Коса» рассказывает, что известно об этой истории

Наталья Гринева погибла в 2021 году. Ее муж утверждал, что в тот день она плохо себя чувствовала, а в момент смерти жены его не было рядом. Но дочь Натальи не поверила отчиму — она уверена, что гибель мамы произошла не случайно и связана с тем, что Наталья хотела развестись с мужем. «Коса» поговорила с участниками этой истории и рассказывает, что о ней известно.

Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты!

«Сообщил, что мама упала с лестницы»

Екатерина Можеева рассказывает, что 19 декабря 2021 года раздался телефонный звонок, который поделил ее жизнь на до и после. Звонила сестра — она сказала, что их мама умерла. Тело нашел отчим Екатерины — Геннадий. В те выходные супруги были вдвоем на даче во Владимирской области.

Накануне, 18 декабря, они ходили в гости к соседям отмечать семейный праздник. Геннадий ушел домой один, потому что плохо себя чувствовал из-за выпитого алкоголя. Наталья вернулась позже, ее провожали соседи. Они рассказывали, что она не казалась пьяной и сохраняла нормальную координацию движений. 

На следующий день она погибла. Врачи обнаружили ее мертвой в доме на лестнице. Как следует из материалов дела, скорую помощь Геннадий вызвал сам.

В показаниях он утверждал, что накануне его жена Наталья была пьяна. Она пришла из гостей и отправилась на крыльцо, чтобы «заняться космоэнергетикой» (она увлекалась энергетическими практиками). Вернувшись в дом, Наталья пожаловалась, что ударилась головой. «Я осмотрел место ушиба и увидел и нащупал гематому, — объяснял Геннадий. — Предложил вызвать скорую, Наталья отказалась». 

На следующий день, как рассказывал Геннадий, Наталья плохо себя чувствовала, жаловалась на боль в голове, несколько раз пила корвалол и по-прежнему отказывалась вызвать скорую. «Затем она направилась в туалет и по дороге упала», — говорил он. 

Позже, как объяснял Геннадий, Наталье стало лучше, и она предложила мужу перенести матрас с первого этажа на второй. Матрас был очень тяжелый, и Геннадий пошел к соседу, чтобы попросить помочь, но того не оказалось дома. Вернувшись, он обнаружил, что Наталья в неестественной позе лежит на лестнице, а «под шеей у нее лежала бутылка с водой». 

Геннадий говорил, что вытащил бутылку, попытался сделать жене искусственное дыхание, а потом вызвал скорую помощь. Он также рассказывал, что на шее у Натальи остался «след от бутылки с водой» и в разговоре с приятелем упоминал, что опасается подозрений в убийстве.

Судмедэкспертиза показала, что смерть наступила от черепно-мозговой травмы. В крови Натальи не нашли алкоголя или наркотических веществ.

«Я не толкал»

Екатерина, дочь Натальи, говорит, что не поверила в версию отчима. Она рассказывает, что у матери с Геннадием «были скандалы», Наталья хотела развестись с мужем, но они «не могли поделить имущество». 

Ей также показалась странной история про матрас: «Она плохо себя чувствовала, падала, а потом вдруг решила делать уборку и двигать вещи?». Поведение отчима тоже вызывало у нее вопросы. Как вспоминает Екатерина, Геннадий после смерти Натальи «сообщил, что моя мама упала с лестницы горлом на бутылку» и говорил, что «подумают, что он ее душил», а также «путался в объяснениях и рассказывал, что, когда делал искусственное дыхание, оставил на ее шее синяки».

Кроме того, один из соседей говорил, что заходил в дом после гибели Натальи и заметил там беспорядок. На допросе он объяснял: «У меня сложилось впечатление, что в пространстве рядом с лестницей была борьба». По положению тела cоседу показалось, что женщина «от чего-то оборонялась».

Екатерина говорит, что после смерти матери поехала в морг, чтобы узнать об обстоятельствах случившегося. «В морге мне не ответили ни на один вопрос, — рассказывает она. — А по поводу похорон сказали: “С чего вы взяли, что у вас будут похороны, если труп криминальный?”». Но потом, как утверждает девушка, в морг «приехал отчим. После того, как он к ним зашел, не стали даже выяснять время смерти и выдали документы отчиму на захоронение». Екатерина говорит: после этих событий она была уверена, что произошедшее — «не несчастный случай», и написала заявление в СК города Александрова, находящегося неподалеку от дачи. 

Приняли его не сразу. «Следователя не смутили обстоятельства смерти моей мамы, — вспоминает Екатерина. — Она объясняла, что падать можно по-разному». И все же дело возбудили — по статье о «причинении смерти по неосторожности». 

Екатерина Можеева. Скриншот видеоролика

По ходатайству Екатерины следствие провело эксгумацию тела и повторную экспертизу. Оказалось, что у погибшей были не только травмы головы, но и ссадина на ноге, кровоподтек на плече и кровоизлияние на спине, которые, по мнению экспертов, появились незадолго до смерти и не могут объясняться однократным падением. 

В ноябре 2022-го года Геннадия задержали по подозрению в «причинении смерти по неосторожности» и допросили уже в качестве обвиняемого. На допросе он рассказал свою версию событий — мол, накануне гибели Наталья ударилась головой и погибла, когда его не было дома. Виновным он себя не признал.

Его заключили под стражу, а через две недели Геннадий дал новые показания. Теперь он стал говорить, что в день гибели его жена постоянно с кем-то переписывалась в телефоне и это его разозлило. У них случилась «потасовка», и Геннадий толкнул Наталью — так, что она упала на лестницу и ударилась головой. 

В разговоре с «Косой» Геннадий утверждает, что правдивой была его первая версия — о том, что Наталья упала сама. «Я сказал, что якобы я толкнул, но я не толкал», — говорит он. По словам Геннадия, были некие обстоятельства, в силу которых было проще признать вину, чем настаивать на собственной версии событий: «В тюрьме, вы же понимаете, там можно было остаться на два-три года и выйти чистым, но мне просто есть что терять. Поэтому мы сделали то, что сделали». 

«Я абсолютно не ревнивый человек»

На допросе Геннадий говорил, что у них с Натальей были «шикарные отношения, взаимовыручка, поддержка». Но в ходе следствия трое человек сказали, что на самом деле Наталья хотела развестись с Геннадием и встречалась с другим мужчиной.

Кристина (имя изменено) — одна из свидетельниц — на допросе рассказала, что она близко дружила с Натальей, они созванивались каждый день, и Наталья рассказывала, чем она занималась.

По словам Кристины, Наталья жаловалась, что Геннадий — «манипулятор», и что у них не совпадают жизненные ценности. «Он ее постоянно унижал, оскорблял и обесценивал», — рассказала свидетельница. А последние два года, по ее словам, супруги ругались «по любому поводу».

Кристина также рассказала, что в 2021 году Наталья решила развестись с мужем, но тот «не воспринимал это всерьез». А вскоре Наталья познакомилась с другим мужчиной и начала с ним встречаться.

В середине октября, по словам Кристины, ее подруге стали поступать сообщения с незнакомого номера. В них говорилось, что она — «чмо», а ее муж — «хороший человек». 

Как установило следствие, подобные сообщения действительно поступали. В них, среди прочего, отправитель называл Наталью «шлюхой» и обещал «измазать говном, чтобы отмыться не смогла».

Во время допроса Геннадий говорил, что он знал о поступающих жене угрозах. «Эти угрозы она мне показывала, мы с ней над некоторыми смеялись», — рассказывал он. Во время суда на вопрос, отправлял ли он сам эти сообщения, Геннадий сказал: «Я не писал никаких сообщений с угрозами».

Но, как следует из приговора, следствие установило, что сообщения были отправлены со смартфона, принадлежащего Геннадию. В разговоре с «Косой» он прокомментировал это так: «Есть угроза жизни в смс-ках? Нету. Покажите хоть эти смс-ки. Показали смс-ки — ну бредятина. Катя, [дочь Натальи,] считает, что это угроза жизни». 

Также на допросе Кристина рассказала, что Наталья жаловалась на слежку со стороны мужа: «Он следил за ней сам, нанимал посторонних людей. <…> она нашла у себя в телефоне специальную программу, которая позволяла Геннадию читать ее переписку. <…> В ее машине было что-то установлено, что позволяет определить ее местонахождение».

Тем не менее, на суде Геннадий говорил, что об отношениях Натальи с другим мужчиной он не догадывался, а в разговоре с «Косой» сказал, что не верит, что они вообще были.

Ситуацию со слежкой он объяснил так: «Наташе писал кто-то смс-ки, она попросила за ней приезжать. Я, муж, преследую жену? [А потом] мы заходим вместе домой, ложимся в кровать?».

Геннадий также говорит, что не понимает, откуда взялась информация, будто бы Наталья собиралась с ним развестись. «Когда люди разводятся, они не спят вместе, не едят на кухне вместе, — считает он. — О каком разводе речь? Кто это сказал? (об этом в показаниях говорили обе дочери Натальи, — «Коса»). Нарисовались друзья, которых я даже не знал, а тех, с кем мы 30 лет общаемся, не опрашивали. Какой-то любовник… Я абсолютно не ревнивый человек, у меня другие дела есть». По поводу показаний Кристины Геннадий говорит: «Какие-то сумасшедшие подруги мне не интересны». 

На допросе он также говорил, что «ни одного разговора» о разводе с супругой у него не было. При этом Геннадий уточнил: «Ну, так скажем, раз в полгода она могла поистерить, попрыгать возле дверей там, ну это, опять же, женское. Мы же, настоящие мужчины, не обращаем внимания на женские слабости».

Приговор

В июле 2023 года Геннадия признали виновным в «причинении смерти по неосторожности» и назначили ему два года исправительных работ. В приговоре говорится, что травмы, выявленные экспертизами, объясняются показаниями Геннадия — то есть историей о том, что его жена плохо себя чувствовала, а он неудачно ее толкнул.

В приговоре также сказано, что линия защиты Геннадия была «последовательной» и есть обстоятельства, смягчающие наказание. Среди них — то, что подсудимый способствовал расследованию, признал вину и принес извинения в суде.

Юристы центра «Насилию.нет», которые изучили материалы дела, отметили, что в них есть моменты, которые вызывают вопросы. По их мнению, в показаниях обвиняемого есть значительные противоречия относительно того дня, когда погибла Наталья. Кроме того, его слова о том, что накануне супруга была пьяна, противоречат результатам экспертизы, не обнаружившей в крови убитой алкоголя. 

Еще один момент, на который обратили внимание юристы, — то, что в приговоре отражены не все телесные повреждения потерпевшей (например, не сказано о кровоподтеках на руке и ноге) и не дана оценка показаний соседа, видевшего место происшествия. 

Это, по мнению юристов, может быть основанием для направления дела на новое рассмотрение.

Екатерина рассказывает, что подала апелляцию во Владимирский областной суд. В жалобе она указала на расхождения в нескольких проведенных судмедэкспертизах и на то, что показания ее отчима постоянно менялись. Она возражает против того, чтобы его признательные показания были причислены к смягчающим обстоятельствам — ведь он дал их только после проведения следственных действий и экспертиз. Также Екатерина считает, что в суде так и не были должным образом исследованы обстоятельства, при которых у ее матери появились телесные повреждения. В жалобе она просит отменить приговор и направить дело на новое рассмотрение. Владимирский областной суд начал рассмотрение апелляции.

В октябре Екатерина выложила видео на YouTube. В нем она рассказывает свою версию событий — Екатерина считает, что Геннадий убил ее мать, «забил до смерти». «Два года я уже пытаюсь добиться какой-либо справедливости, — говорит она. — Но вижу только наплевательское отношение со стороны органов». 

В ролике она просит генпрокурора Игоря Краснова и главу СК Александра Бастрыкина взять дело под свой контроль и несколько раз повторяет, что хочет добиться справедливости.

Геннадий в разговоре с «Косой» заявил: он считает, что его приемная дочь действует из корыстных побуждений. По его словам, он владеет недвижимостью, нажитой в браке, и Екатерина хочет, чтобы он передал часть имущества ей. Геннадий сказал даже, что девушка его шантажировала и у него «где-то есть сообщения», но не выслал их «Косе».

Он говорит, что в некоторой степени считает себя виноватым в гибели жены — но лишь в том, что не вызвал ей скорую помощь, когда она еще была жива, хоть и видел, что она плохо себя чувствует. «Я несколько раз предлагал вызвать скорую, а она отказывалась, говорила “не трожь меня”», — рассказывает Геннадий. Кроме того, он заявил, что на видео Екатерина лицемерит, а на самом деле не так уж и переживает из-за гибели матери. По его мнению, это доказывается тем, что девушка выкладывала фотографии из ресторанов после трагедии. А также он сказал, что покупал девушке телефоны, оплачивал ее поездки и что она у него «выросла на руках».

Под конец он заявил, что «девчонка просто дура, ее надо проучить». И добавил: «Но я пока этот шаг не могу сделать, потому что надеюсь на какое-то благоразумие». 

Автор: Юлия Дудкина