Может ли он привести к дискриминации женщин на работе?
В феврале медиа по всему миру написали о том, что в Испании узаконили менструальные отпуска. С одной стороны, это прорыв. С другой — значит ли это, что каждая работница сможет брать отпуск каждый месяц? И не повлечет ли это проблем — например, отказов в найме? Как именно действует этот закон? Специально для «Косы» рассказывает медицинская журналистка Ольга Лукинская.
Подписывайтесь на «Косу» в телеграме, чтобы не пропускать новые тексты!
Историческое решение
«Сегодня исторический день продвижения в области прав, которые отстаивает феминистское движение», — написала 16 февраля в твиттере министр равенства Испании Ирене Монтеро. В этот день депутаты одобрили новый закон «О сексуальном и репродуктивном здоровье и добровольном прерывании беременности». В голосовании он набрал 185 голосов «за», 154 — «против», трое воздержались.
Он вступил в силу 28 февраля, взамен одноименного старого закона, принятого еще в 2010 году. Из всех пунктов больше всего внимания привлек тот, что касался менструального отпуска. Медиа по всему миру тут же сообщили: в Испании женщин будут отпускать в оплачиваемый отпуск во время менструации! (Кстати, закон касается не только женщин, но и людей разных гендеров с болезненной менструацией).
Звучит революционно, особенно для русскоязычной аудитории, привыкшей к тому, что тема менструации табуирована, а по телевизору можно максимум услышать эвфемизм «эти дни» — да и то в рекламе, а не в политических дебатах. А чтобы высокопоставленные чиновники и депутаты всерьез обсуждали менструальный отпуск, да еще и называли вещи своими именами — это что-то и вовсе неслыханное.
Не все так просто
У меня все же были сомнения по поводу нового закона. Действительно ли это революционное решение? Не приведет ли оно к усилению дискриминации (например, если работодатели будут еще реже нанимать женщин, опасаясь, что те станут злоупотреблять отпусками).
Я села писать этот текст, думая, что сейчас разоблачу коварных политиков, наверняка принявших новый закон необдуманно, лишь бы вызвать больше симпатии, чтобы получить голоса на ближайших выборах.
Да, даже в продвинутой Испании такое бывает. Тут многие помнят закон 2022 года — в народе его прозвали «Да значит да» — после принятия которого множество насильников вышли из тюрем досрочно.
Дело в том, что в законе были пересмотрены термины «сексуализированное насилие» и «сексуализированная агрессия». Первый перестал существовать, а у второго появилось несколько категорий. Из-за изменений в законах возникла лазейка, которая позволила смягчить наказание для некоторых людей, осужденных за сексуализированное насилие, а часть из них и вовсе вышла на свободу раньше срока.
У меня было много вопросов по поводу закона о «менструальном отпуске». Можно ли будет не работать во время любой менструации, или только если она болезненная? Нужна ли справка от врача? Не будет ли злоупотреблений? Есть работы, где каждый незапланированный отпуск — себе дороже. Например, если ты менеджер. Пропустишь день, а наутро тебе разгребать сотни писем.
А если это работа, где задачи не накапливаются? Например, кассир в супермаркете? Приведет ли это к тому, что женщин не захотят брать на такую работу?
Наконец, не нормализует ли этот закон боль во время менструации? Медицинское сообщество изо всех сил пытается донести до нас: болезненные менструации — это состояние, которое надо лечить, и не стоит просто терпеть. Даже если болело у мамы и у бабушки — нужно обращаться к врачу. Нет ли риска, что с новым законом у кого-то создастся впечатление, что сильные боли — в порядке вещей, и медицинская помощь не требуется?
Работодателям ничто не угрожает
Оказалось, с новым законом не все так плохо — скорее даже очень хорошо. Читать его — одно удовольствие. Например, там говорится: «Право на сексуальное и репродуктивное здоровье является частью права каждого человека на максимально возможный уровень физического и ментального здоровья», «сексуальное и репродуктивное здоровье – это не просто отсутствие болезни, дисфункции или недомогания, но состояние физического, эмоционального, ментального и социального благополучия в отношении любых аспектов сексуальной жизни и репродукции».
Есть отдельное определение менструального здоровья: это «не просто отсутствие болезни или недомогания, но комплексное состояние физического, ментального и социального благополучия в связи с менструальным циклом».
Доходим до менструального отпуска. В законе говорится: «Юридически признается возможность ситуации временной нетрудоспособности в связи с инвалидизирующей вторичной менструальной болью».
Работодатели могут расслабиться: никто не будет просто так уходить в отпуск на неделю каждый месяц. Кроме того, оплачивает менструальные отпуска не работодатель, а служба социального страхования (с обычными больничными дело обстоит иначе — первые несколько дней оплачивает работодатель).
Читаем дальше: чтобы получить такой отпуск, нужно обратиться к участковому врачу. Он изучит жалобы и историю болезни, определит, является ли боль инвалидизирующей, и если да, то насколько длинный отпуск нужен пациентке. Речь идет о ситуациях, когда менструальная боль (в животе, спине, мышцах или мигрень) вторичная, то есть связанная с диагностированным заболеванием.
Серьезно повлиять на работу какого-либо бизнеса закон не должен. По расчетам министерства равенства, менструальный отпуск может понадобиться примерно 1% женщин — не так уж мало в масштабах страны, но не так много, чтобы навредить кому-либо из работодателей, даже если представить, что все сотрудницы в команде — женщины репродуктивного возраста.
Кстати, мэрии городков Кастельон и Жирона предоставили своим сотрудницам право не работать во время болезненной менструации еще в 2021 году. С того момента из более чем тысячи сотрудниц местных офисов и предприятий этим правом воспользовались восемь.
Эксперимент инициировала Роса Переа, чиновница городского совета Кастельона. Она рассказала, что из-за эндометриоза в первый день менструации сама испытывает боль, не позволяющую полноценно работать.
Болезненные месячные — это норма?
Остался последний вопрос, который меня занимал. Что считается временной нетрудоспособностью и нормализует ли закон менструальные боли?
В тексте закона говорится, что нетрудоспособность связана с «инвалидизирующими симптомами менструации, или дисменореей, вторичной по отношению к таким заболеваниям, как эндометриоз, миома, воспалительное заболевание малого таза, аденомиоз, полипы эндометрия, синдром поликистозных яичников, затруднение выхода менструальной крови по любой причине; симптомы могут включать диспареунию, дизурию, бесплодие, более обильные, чем в норме, кровотечения, среди прочих».
Итак, больничный можно взять, если симптомы, сопровождающие менструацию, не дают нормально функционировать и связаны с имеющимся диагностированным заболеванием.
Получается, закон не подразумевает, что болезненные месячные — обычное дело. Все наоборот: те, кто раньше терпели боль (например, не считали нужным идти ко врачу, потому что «у мамы и бабушки было так же»), теперь знают, что можно обратиться к специалисту, получить диагноз, лечение и даже больничный.
Как это работает на практике?
Попасть к бесплатному гинекологу в Испании довольно легко, а по страховке — еще проще и быстрее. С середины апреля, чтобы взять больничный, справку от врача не надо никуда приносить, загружать или сканировать. Поликлиники самостоятельно отправляют данные в соцстрах, а тот уведомляет работодателей. Это относится и к менструальному больничному.
Кстати, в некоторых компаниях для короткого больничного справка вообще не нужна. Например, в большинстве международных корпораций (я и сама в такой работаю) можно не подтверждать больничный сроком до трех дней. Простыла, болит голова, болезненные месячные — просто уведомляешь свою команду: I’m not feeling well and will stay in bed today. На зарплате это никак не отразится.
В общем, кажется, новый закон может принести много пользы. Хочется надеяться, что Испания станет не исключением, а первой из многих стран, дающих гражданам возможность менструального отпуска.
Автор: Ольга Лукинская